1. Написать главную идею-аннотацию. 2. Список главных персонажей с пометками. 3. Краткое описание сюжета. 4. Разбивка сюжета по частям и главам. 5. Написание биографий персонажей. 6. Список сцен и их (краткое|развёрнутое) описание. 7. Набор текста. В моём варианте, как видите, пунктов немного меньше – нет лишних мучений с персонажами. Сказать «лишних», пожалуй, не стоило. Чем лучше проработаешь личности, тем лучше, но что мешает делить эту работу не на три раза, прорабатывая одно и то же, а на два, занимаясь тем, что важно? Ниже расписываю каждый пункт плана отдельно. Все примеры привожу из моего внесерийного романа «Клеймо». 1. Написать главную идею-аннотацию. Просто ответьте на вопрос: «Что будет происходить в произведении?» (Это то самое описание, которое требуется предоставить читателю в шапке на фикбуке). Не обязательно упоминать какие-либо имена. Пример аннотации|саммари: Поступив в университет, Аллен Фридом, обладающий привлекательной внешностью, нисколько не удивлён приглашением войти в компанию, которую называют «Звёздное трио». Он и не догадывался, что истинная причина их внимания – драка. Драка, в которой он не собирался участвовать, - что-то заставило его. 2. Список главных персонажей с пометками. Определившись с главной сюжетной линией (той самой идеей), сразу же придумываются персонажи, которые будут участвовать в повествовании. Пример: - Аллен Фридом (первый курс, актёр, красавчик) - Розетт|Рози|Роз Дакота (второй курс, физик, «серая мышка») - Лун|Тодд Флойд (четверокурсник, староста, частичный аутист, член «Звёздное трио») - Робин Сильвестр (третьекурсник, врач, член «Звёздное трио») - Брендон Виджей (четверокурсник, юрист, глава дисциплинарного комитета, член «Звёздное трио») Если придуманы второстепенные персонажи, то лучше сделать с ними то же самое, только отдельным списком. Родственные связи тоже лучше записывать в скобках. Пример: - Вивиан|Виви Флойд (сестра Л`уна) 3. Краткое описание сюжета. Этот пункт у меня всегда получается немного сумбурно, но с этим я уже ничего не поделаю. Главное, что мне понятно, а читатель всё равно не увидит. Пример: Первый день Аллена в университете и драка. Приглашение в «Звёздное трио». Дакота - контрактник, заключающий контракты. Рассказы Виджея и Сильвестра об их причинах заключения контракта. Сильвестр разрывает свой контракт. Возможность разорвать все остальные разом, отменяя причины заключения, и никак иначе. Лун отказывается и всё-таки рассказывает свою историю. Аллен выживает после крушения поезда, и его находит путешествующий священник. Лун решается уничтожить контракт. Правда о Дакоте и её контракте. Причина заключения контракта, о которой Аллен не помнил. Жертва собою ради друзей. 4. Разбивка сюжета по частям и главам. Разбивается ли ваше произведение по частям – не знаю, но вот по главам точно. Частью я называю 1) некоторое количество глав, объединённые определённой историей, куском основной сюжетной линии или, понятней сказать, является аркой или сезоном (понятно в зависимости от того, что вы предпочитает: сериалы или аниме|мангу). 2)Кусок главы. В примере я, как описание, привожу предложения из пункта три, но рекомендуется на каждую главу написать пару-тройку предложений, как я это сделала в черновике. Название к частям и главам - пункт необязательный, но лично мне гораздо легче вспоминать сюжет этой части или главы по названию. Пример: - «Метка» (1) - «Контрактники» (2) - «Чёрная овца» (3) - «Демоны внутри нас» (4) - «Разлом» (5) - «История Л`уна» (6-7) - «Житие святых» (8) - «Фрик» (9) - «Исчадие ада» (10) - «Гербовая бумага» (11-12) 5. Написание биографий персонажей. Вот тут – полёт фантазии автора. То самое БИО, которое любят пихать начинающие авторы в части. Здесь ваше право, кидать кучу картинок в папки на компьютере – что угодно, всё равно этого никто из читателей не увидит. Могу лишь предложить список основных пунктов и порекомендовать описывать не одним-двумя словами, а целыми абзацами. (Описание главных героев слов в пятьсот, второстепенных и ещё каких-нибудь - в зависимости от значимости и надобности по сюжету). - Имя, прозвище - Возраст, дата рождения - Внешность - Характер - Привычки - Окружение - Личное время - Развитие - Достижения - Цель - Итог - Иное - Окружение – отношения в семье, с друзьями, в учебном|рабочем коллективе. - Личное время - предпочтения в проведении свободного времени + хобби. - Развитие - уровень образования, познания в каких-либо областях + обоснуй особенностей, как заслуги образования или воспитания. - Достижения – то, что на данный момент имеет персонаж (как позитивные – хорошие оценки, так и негативные – смерть знакомого человека). - Цель – главная и побочная, сюда же мечты, то, что заставляют делать. 6. Список сцен и их (краткое|развёрнутое) описание. Прорабатывать ли этот пункт или нет – дело каждого, но я очень советую не пропускать его. Лично моя скорость написания главы действительно намного увеличилась, когда я садилась за клавиатуру с готовым планом. Особенно сильно я заметила это, работая с детективом. Одна часть (история) запланирована на три главы, восемнадцать сцен. Имея такие рамки, ложиться, конечно, легко (сцены не менее тысячи слов), но вот сама разбивка развития части сложнее. Нужно и персонажей главных показать и обоих задействовать в раскрытии преступления. В любом случае, этот пункт влияет чисто на скорость – на качество гораздо реже и то в зависимости от жанра. 7. Набор текста. Вот тут точно – без комментариев. Используете все созданные наработки. Несколько советов напоследок о писательском. - С самого начала определитесь, какими глаголами писать будете. То есть, в настоящем или прошедшем времени. Скажу честно, даже классики пишут глаголами прошедшего времени. На собственном опыте раз за разом убеждаюсь, что писать глаголами настоящего времени, можно сказать, сущий ад. Работаю с ними только в одном детективе, но, пожалуй, этого опыта мне вполне хватает. - Настоятельно рекомендую, особенно тем, кто пишет мистику, фантастику или детектив, между первым и вторым пунктом моего варианта метода «Снежинки» вклинить ещё один «Детали». В нём вы будете записывать то, что в обычном мире либо нет, либо изменено вами. Если взять в пример детектив, то с помощью этого пункта, в который вы будете записывать уже по ходу создания сюжета: особенности совершения тех или иных преступлений, улики и т.п. Отобранная информация из интернета о том, что вы не знаете на личном опыте, но собираетесь описывать, также идёт в этот пункт. - И самое важное на самый последок. Да, вы, возможно, уже догадались. Корректор или бета. Опечатки и всё подобное – поможет. Правда, надеюсь, вам с этим делом будет везти больше, чем мне: за столько лет писательства всего три-четыре хороших беты на моём пути! И то, со своими предпочтениями.

Теги других блогов: аннотация написание произведение